Пятница, 29.03.2024, 02:30
Приветствую Вас, Гость
Экологическая игра посвященная Международному дню Земли – 22 апреля     «Мир вокруг нас»       Учитель биологии Трибунская Н.А.     (Кабинет украшен плакатами, показывающими вредное воздействие человека на ОС, животных, птиц, насекомых; представители «Красной книги»; охраняемые растения на территории поселка; фотовыставка «Времена года»)   План мероприятия:   1.      Информационная страница (сообщение об истории возникновения праздника, способах его празднования в разных странах) 2.      Литературная страница (инсценированная сказка «О рождении Земли») 3.      Игровая страница «Путаница» (загадки и шарады о животных) 4.      Вопросительная страница «Дальше, дальше…» (вопросы по курсу биологии, географии, экологии с односложными ответами) 5.      Умная страница «Заморочки из бочки» (решение биологических задач повышенной трудности) 6.      Удивительная страница «Фантастический зоопарк» (в одном животном собраны части тела 7-ми разных, необходимо их найти и назвать) 7.      «Найди пару» (даны названия растений, необходимо подобрать животное, обладающее этими же свойствами) 8.      «Двустишья-шарады» (найти, спрятавшихся в тексте, названия животных)                                                 1.      Информационная страница   Дорогие, ребята, уважаемые коллеги! Сегодняшнее наше мероприятие мне бы хотелось начать с удивительного стихотворения Н.Епишевой «Остров», в котором необычайно тонко подмечена решающая роль человека, как властителя природы.   В далеком, далеком туманном просторе Средь волн океанских стоял островок. Кругом волновалось безбрежное море — На север, на запад, на юг, на восток. А остров был голый и очень печальный, На нем никогда ничего не росло. Но раз из страны экзотической, дальней Десяток семян на него занесло. Расти семенам ничего не мешало (Не редкость такие еще острова). И солнце светило, и влаги хватало. И стала на нем пробиваться трава. И стал этот остров красивым, зеленым. И стали к нему подходить корабли. Нечасто встречается в море соленом Такой вот уютный кусочек земли. Однажды был ветер и море штормило, И брызги летели до самых небес. И к берегу старое судно прибило. Везущее мыло, пшеницу и лес. Итог — шесть пробоин.  Команда на шлюпках Спаслась, уплыла неизвестно куда. И не было словно минут этих жутких, Утихла вода, миновала беда... Про остров мы все рассказали подробно. И здесь оборвать бы истории нить, Но мышки из трюма приплыли на бревнах, Приплыли и стали на острове жить. Да кроликов пара из клетки разбитой. Которая тоже на судне была, Во время крушенья залезала в корыто И тоже до острова в нем доплыла, Так новая экосистема сложилась. Живут-поживают и травку жуют. ... Недолго спокойствие это продлилось: Где жертва, там хищник всегда тут как тут. ...На опыте знаем мы все аксиому (Любой, даже кролик, ее подтвердит): Где есть один хищник, там долго ль другому — Придет, приползет, прибежит, прилетит! И вот уже беркут туда прилетает.  Лиса или ласка, ему все равно. А коль не поймает, так мышку задавит:  Иного природой ему не дано! ...Порядок сложился на многие годы  И не был бы, может, нарушен вовек, Но тут появился властитель природы — Великий, могучий... и злой человек. И вот он наводит другие порядки — Он начал лисичек и ласок ловить. Распахивать землю под поле и грядки И ставить капканы, и кроликов бить. Что сделает он? Неужели разрушит Порядок, что мог закрепиться в веках На этом кусочке оторванном суши? Решайте! Решайте, он в ваших руках.               2.        Литературная страница (Инсценированная сказка «О рождении Земли»)   Ведущий. Давным-давно, около 5 миллиардов лет назад у матери Вселенной родилась дочь — назвали ее Земля. Ее отец — Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей доро­гу в звездном мире. Отец подарил ей Солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она мог­ла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согре­вало Землю и защищало ее от метеоритов. Фея Нейча по­дарила Земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрас­ную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет»,—думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей доче­ри и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изра­нено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губитель­ные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная, срочно вызвала трех фей и прика­зала им выяснить: можно ли спасти Землю? Появляются три феи: Флора, Фунга и Эуба. Флора. Да, картина неприглядная. Болезнь очень запуще­на. Попробую мой старый способ — травами лечить. Был где-то у Земли торфяной мох-сфагнум — очень хорошо обеззараживает. Был где-то и подорожник — хорошо раны заживляет. Только найти их надо. Фунга. Был и у меня где-то гриб пеницилл припрятан. Лекарство из него можно получить и укол Земле сделать. Может быть, ей полегчает. Э у б а. Да у меня, если поискать, средство должно быть, что­бы весь этот мусор убрать. Плохо только, что нет на Земле бактерий, которые могли бы все искусственно созданные человеком материалы разлагать. Стекло, полиэтилен, пла­стмасса не разлагают мои бактерии. А впрочем, надо поис­кать. В такой грязи может что-то новенькое и появилось, о чем я еще не знаю. Пойдем, поищем. Феи уходят. Ведущий. Чтобы в природной среде разложились бумага, требуется от 2 до 10 лет, консервная банка — 90 лет, фильтр от сигареты — 100 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, пластмасса — 500 лет, стекло — 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку. Входят Иванушка и Аленушка. Иванушка. Аленушка, я пить хочу. Аленушка. Потерпи, Иванушка. Домой придем, тогда и попьешь. У нас дома фильтр есть, он воду очищает. А при­родную воду пить нельзя, заболеешь. Иванушка. Ну почему нельзя, смотри она вроде бы чис­тая. (Показывает на кристаллизатор, который стоит на столе. В нем налит раствор гидроксида натрия.) Аленушка. Сейчас посмотрим, какая она чистая. (Доста­ет из кармана пузырек с фенолфталеином и капает в кристаллизатор. Раствор окрашивается в малиновый цвет.) Видишь, какая вода, как кровь. Это Земля наша кровавыми слезами плачет от обиды на человечество. Иванушка. А пить все равно хочется. Смотри, вон еще одно небольшое озерцо, может, в нем вода чистая. (На другом сто­ле стоит кристаллизатор с раствором сульфата натрия.) Аленушка. Это так только кажется, нет на Земле чистой воды. Всю ее человек испортил. Давай посмотрим, зачерп­нем водички для пробы. (Набирает в пробирку немного ра­створа. Достает из кармана пузырек с раствором хлорида бария и капает в пробирку. Появляется белый осадок.) Вот видишь, и здесь сплошная грязь. Нет в природе чистой воды. Иванушка. Аленушка, я есть хочу. Можно ягодок поесть, вон у дороги рядом с шоссе растут. Аленушка. Что ты, Иванушка! Автомобильные выхлопы со­держат разные ядовитые вещества. Все они накапливаются в организме растения и могут вызвать отравление у челове­ка и животных. Потерпи до дома, уже немного осталось. Иванушка что-то ворчит себе под нос и они уходят. Ведущий. В мире около 600 миллионов автомобилей. В сред­нем автомобиль в год сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода (для сравнения: 1 га леса выделяет в год 200 кг кислорода) и выбрасывает в атмосферу 160 тонн выхлоп­ных газов, в которых обнаружено около 200 различных ве­ществ, в том числе 3,5 кг ядовитых соединений свинца. Входят феи. Ф л о р а. Я просто в ужасе! Я, конечно, нашла, что искала, но это Земле уже не поможет. То, что я увидела, просто ужас­но. В тропических широтах под натиском плантаций ана­насов, кокосовых пальм и шоколадных деревьев площади экваториальных лесов сокращаются. Каждую минуту ис­чезает 23 га леса. Каждый день исчезает один вид расте­ний. Если этот процесс не остановить, то в 2010 г. каждый час будет исчезать по одному виду. Фунга. Это просто поразительно, что можно сделать с пла­нетой за такой короткий период времени. Когда-то съедобные грибы с таким смешным названием «свинушки» те­перь объявлены чуть ли не ядовитыми. А все из-за того, что вода и почва отравлены. Кислотные дожди отрицательно влияют на растения, из-за них усыхают леса. В миро­вой океан сброшено около 20 миллиардов тонн мусора — от бытовых стоков до радиоактивных отходов. Ежегодно в океан выливается 10 миллионов тонн нефти. К 2010г. питьевой воды не будет хватать более чем 1 миллиарду человек. Как люди не понимают, что разрушают дом, в котором живут?! Ежегодно в станах Азии и Африки уми­рает из-за плохого качества воды 9 миллионов человек. Эуба. Я тоже просто потрясена увиденным. Мои бактерии не справляются со своей работой. Только я порадовалась, что новые полимеры под действием света разлагаются на части, с которыми справляются микроорганизмы, как новая пробле­ма. Люди начали выпускать одноразовую посуду. Если рас­ставить в ряд стаканы, использованные за год, они опояшут Землю по экватору 463 раза. Но самое ужасное, что этот пла­стик в природе не разлагается, а при его производстве в атмос­феру выделяются вещества, разрушающие озоновый слой. Флора. Что же мы скажем Вселенной? Неужели нельзя по­мочь ее дочери? Она так страдает, бедняжка. Ф у н г а. А меня поражает беспечность людей. Они же рубят сук, на котором сидят. Неужели они этого не понимают? Если они не остановятся, то Земля погибнет и они вместе с ней. Эуба. Как же нам быть? Мы ничем не можем помочь Земле. И ей не помогут никакие, даже самые могущественные вол­шебники и феи. Только люди могут посадить деревья, очи­стить реки, моря и воздух. Только сами люди могут спасти Землю. А мы с вами лишь можем помочь им, чем сможем. 3.      Игровая страница «Путаница» Ваша задача, в каждой группе путаных слов, отыскать название животных и ответить на вопрос. (названия животных написаны на доске)   РУБАКС РИКОДОЛ ШУГЛЯКА ШКАЛА БАКОСА Какое из этих животных самое маленькое? (ЛЯГУШКА)   ПЕЧАЛ ХУМА ПУКА БАОБЧАК У какого насекомого 8 ног? (ПАУК)   УКРАБС АВУД ТИКУЛА ИНФЛЕДЬ Какое из этих животных – ни на шаг от собственного дома? (УЛИТКА)   ГУБЕЛА КУНЬО КАКИЛЬ СЕКРАТ Какая из этих рыб самая большая? (БЕЛУГА – 1,5 т)   КСЕЛТ СУГЬ ДЕБЕЛЬ Какая из этих птиц выводит птенцов зимой в наших лесах? (КЛЕСТ)             ТЕМБОГЕ ФИРГ АБЕЗОНЬЯ БРАК Какое животное лучше всех видит? (ГРИФ)   РЫКСА ФАРИЖ ГРИТ Какое животное выше всех? (ЖИРАФ)     4.      Вопросительная страница «Дальше, дальше…»   1.      Способность организмов восстанавливать утраченный орган или его часть? (регенерация) 2.      И одежда судьи, и кожная складка, окружающая тело моллюска? (мантия) 3.      Состояние, в котором многие простейшие переживают неблагоприятные условия? (циста) 4.      Приведите пример ЖО, который делится с помощью перетяжки простым делением поперек? (инфузория-туфелька) 5.      Что означает термин «гаметы»? (половые клетки) 6.      Как называют орган дыхательной системы, в котором располагаются голосовые связки? (гортань) 7.      Как называют биологические катализаторы, участвующие в расщеплении БЖУ? (ферменты) 8.      Как называется кость в организме человека, ограниченная тазобедренным и коленным суставами? (бедренная) 9.      В состав какого органа чувств входит оболочка с клетками, которые называют «палочки» и «колбочки»? (сетчатка глаза с фоторецепторами – орган зрения) 10.  Как называется мышца в организме человека, разделяющая грудную и брюшную полость и участвующая в дыхании? (диафрагма) 11.  Как называются клетки крови, имеющие двояковогнутую форму, содержащие гемоглобин и выполняющие транспортировку О2 и СО2 в организме человека? (эритроциты) 12.  На латинском языке название этого насекомого – «сверчок-крот». Оно и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает и даже поет. Кто это? (медведка) 13.  Есть такое выражение «Где раки зимуют». А где они зимуют? (в ямках на дне реки) 14.  Назовите поверхности тела человека, не имеющие волосяного покрова. (губы, ладони, стопы, внутренние поверхности пальцев) 15.  Форма тела, какого животного послужила макетом для создания подводных лодок и торпед. И как называется эта форма? (веретенообразная)       5.       Умная страница «Заморочки из бочки» решение биологических задач повышенной трудности с пояснением.   1.      В аквариум к слепой щуке пустили мелких рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Как она их обнаружила?   (благодаря органу чувств – боковой линии, которой она ощущает волны от движущихся предметов, препятствия, их размеры)   2.       Почему после дождя клев рыбы увеличивается?   (дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, которыми питаются рыбы, обогащают воду кислородом, охлаждают ее в жаркий день)   3.       Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?   (нет, у земноводных нет ребер)   4.       Сильно замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок,  а из свежего яблока сок не вытекает. Почему?   (вода, т. е. клеточный сок, при замерзании расширяется, увеличивает объем и разрывает оболочку вакуоли и самой клетки и вытекает)   5.       Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками?   (в еловом лесу всегда сумерки, здесь могут выживать только теневыносливые растения, белые цветки легче заметить насекомым-опылителям)   6.        Когда цветки гороха и яблони были еще в бутонах, их накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему?   (горох – самоопыляемое  растение, а яблоня – перекрестноопыляемое , необходимы насекомые-опылители)       6.       Удивительная страница «Фантастический зоопарк» В одном фантастическом животном собраны части семи разных, необходимо найти их и назвать животных которым они принадлежат. При усложнении задания  можно попросить назвать  тип,  класс и отряд всех животных)         7.       «Найди пару» даны названия растений, необходимо подобрать названия животных, обладающих такими же свойствами.   1.       КАКТУС – дикобраз (иголки) 2.      КРАПИВА – пчела (жалят) 3.      РОСЯНКА -  паук (едят насекомых) 4.      ЛИАНА – змея (длинное тело, душат жертву) 5.      ГРИБ-ТРУТОВИК – аскарида (паразиты) 6.      РЕПЕЙНИК – пиявка (цепляются) 7.      МИМОЗА – еж (сворачиваются) 8.      ПОДСНЕЖНИК – грач (первые вестники) 9.      ОДУВАНЧИК – крот (мягкие покровы) 10.  БЕРЕЗА – петух (сережки), зебра ( черный рисунок на белом)       8.       «Двустишья – шарады»  найти спрятавшиеся названия животных.     1.       Была гроза. Я целый час Не открывал от страха глаз.   2.       Гуляю в роще, но к пруду Через болото не пойду.   3.       Притих камыш, мелькнула птица, Все спит, никто не шевелится.   4.       Смотрите! Лен около ив. Как голубой ковер красив.   5.       Знакома рыбам тень моя, Над гладью рек танцую я.   6.       Меня пронырой совы дразнят. Нырять и плавать плохо разве.   7.       Внутри снопа, укрыт от глаз,             Спокойно спал я целый час.   8.       Вдали зарница – пляска света: Гроза шумит, наверно, где-то.   9.       Как птицы с юга, тучек стаи, Струясь,  плывут над лесом в мае.   10.   Высоко летает стриж, Но со мною не сравнишь.   11.   Я захожу во все заливы, Ищу какой-нибудь поживы.   12.   Люблю я край родных озер, Шуршит камыш, горит костер.   13.   Арбуз по Волге вниз уплыл, Я полчаса за ним следил.   14.   Насос сосет речную воду, И шланг протянут к огороду.   15.   Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной.   16.   Гром грохотал…  Весь лес трясло. Но я гулял грозе назло.   Самыми активными участниками мероприятия были: Коржова О. (11кл.), Приймак Д. (11 кл.), Кочетов Д. (9 кл.)